В преддверии 9 мая поговорили с режиссером Марией Поприцак — создательницей фильма «Девочки» (шесть историй, рассказанных жительницами блокадного Ленинграда) о документальном кино, работе с памятью и творческих планах.

Как появилась идея создания фильма и что для вас стало главной мотивацией? Вам было интересно посмотреть на блокаду с точки зрения участников событий или за этим стояло желание творческого высказывания? Было ли страшно начинать работу с такой травматичной страницей истории России?

Идея создания «Девочек» появлялась постепенно, как это обычно и бывает. Я прожила большую часть своей жизни в Петербурге, где всё до сих пор дышит блокадой. Я с детства соприкасалась с людьми, которые жили в блокадном Ленинграде и с их историями. Когда я начала свое сотрудничество с бывшей студией Ленинградкой кинохроники (теперь Санкт-Петербургской студией документальных фильмов), где работали фронтовые кинооператоры, идея создания фильма про блокаду получила свой финальный толчок. Было желание сделать фильм об этом, созвучный современному зрителю. Страшно не было, но ответственность перед темой и перед своими героями я, конечно, чувствовала.

В вашем фильме кадры кинохроники очень органично переплетены с фрагментами видео-интервью главных героинь и художественно поставленными кадрами — как удалось прийти к такой необычной режиссерской задумке?

Реконструкция — не новый прием в документальном кино, но мне захотелось лишить её какой-то буквальности, сделать очень сфокусированной и минималистичной — чтобы больше погрузить зрителя в историю. К тому же хотелось подчеркнуть молодость и хрупкость моих героинь, в тот момент, когда они столкнулись с войной и трагедий. В этом мне безусловно помогли молодые петербургские актрисы, которые снимались в реконструкции. Что касается хроники — это необыкновенный источник информации и эмоций. То, что запечатлели кинооператоры блокадного Ленинграда, не использовать было просто нельзя. Хотя, конечно, сердце фильма — это монологи моих героинь. Я долго думала над фоном для этих монологов. Решила остановиться на черном. Это цвет трагичный и в тоже время — нейтральный, который притягивает больше внимания к этим необыкновенным лицам и глазам.

Есть ли похожие фильмы, которые вас вдохновили на эту форму?

Это были не фильмы, а, скорее, совокупность моих впечатлений: фотографии, какие-то видеоработы, но больше — музыка. Когда я нахожу музыку, которая созвучна с историей — я понимаю, что работа над фильмом действительно началась. Помню, что много слушала в процессе подготовки меланхолический вальс Чайковского, а ещё — саундтрек к фильму «Интерстеллар». Такое вот любопытное сочетание.

В основе фильма «Девочки» — шесть историй свидетельниц блокады Ленинграда, чьё детство или юность пришлись на эти страшные годы. Какая история вам запомнилась больше всего?

Я не могу никого выделить. Все они для меня равнозначны и даже, в какой-то мере, — это для меня одна история, рассказанная разными людьми.

Название фильма было придумано до начала съемок или в процессе общения с героинями фильма? Название «Девочки» отсылает нас к чему-то детскому, светлому и ностальгическому, но вы наверняка понимали, что воспоминания свидетельниц блокады будут проникнуты не только ностальгией. Это название — оно всё же об утраченном детстве главных героинь или о том, что им удалось сохранить в себе что-то светлое, несмотря на все страшные события?

Название было придумано до съемок, в процессе пробных интервью с героинями. В начале была идея сделать фильм о блокаде в целом. Но чем больше я общалась с героинями, тем больше эта тема женского, девичьего становилась ярче. Я помню, как мы вышли после очередной встречи с потенциальной героиней с продюсером фильма Михаилом Перегудовым, и буквально одновременно сказали друг другу о том, какие это сильные женщины «девочки», потому что сохраняют в себе эту молодую девчачью энергию, силу, любовь к жизни. Так и появилось название.

С какими архивными и историческими источниками вы работали в процессе подготовки фильма?

Я в основном смотрела кинохронику. Не только военного, но и довоенного времени, а также проводила много времени за чтением дневников, в основном на сайте проекта «Прожито», который я горячо люблю.

Вы много работаете с исторической памятью, устными воспоминаниями, дневниками. Что вас привлекает в личных историях как режиссера?

Меня личные истории и дневники привлекают как человека в первую очередь. Я постоянно читаю чьи-нибудь дневники просто для себя. Мне нравится проживать с человеком, с которым вы разделены временем, день за днем. Так мне проще почувствовать историю, в бытовых мелочах, в языке и выборе слов, в реальных эмоциях. Вообще, здесь в Петербурге мне кажется, это есть. Ты как будто живешь одновременно во всех эпохах — настолько все переплетено. И личные истории, дневники, воспоминания — очень дополняют эти ощущения. Естественно, все это находит отражение и в том, что я делаю. В прошлом году вышел мой фильм «Пустые страницы» полностью основанный на дневниках и письмах детей Николая II. Это была очень сложная и очень интересная работа. И я подозреваю, что это не последняя работа в этом жанре.

Где сейчас можно посмотреть фильм «Девочки»?

Фильм «Девочки» доступен в сети, в онлайн-кинотеатре nonfiction.