20 августа в Центре авангарда в Иванове состоялось открытие персональной выставки художника Кирилла Пискунова «Мама, закрой мою заднюю ногу!». Экспозиция из коллажей, инсталляций и видеоарта посвящена темам проживания детской травмы, рефлексии над опытом воспитания детей и любви к своему внутреннему ребенку.

Портал «Детство в Сокольниках» поговорил с куратором выставки Максимом Пышненко о её концепции и важности открытого диалога о детских страхах и ошибках воспитания.

Максим, расскажите про концепцию выставки, использовали ли вы документальные материалы, работали ли с настоящими документами, например, с высказываниями реальных детей?

Название выставки отсылает нас к культовой книге Корнея Чуковского «От двух до пяти», в которой писатель записывал действительно существующие высказывания, которые он слышал от родителей и от самих детей. Например «мама, закрой мою заднюю ногу» — это реальная фраза из этой книги. Она означает, что ребенку холодно и он просит прикрыть одеялом ногу, потому что она находится сзади.

При подготовке выставки Кирилл использовал детский фольклор, найденный в открытых источниках. Он провел большую исследовательскую работу по поиску материалов, связанных с различными формами насилия над детьми: психологическим, физическим, моральным. Например, удалось найти большое количество считалочек, в которых проигравший оказывается как бы не у дел. Дети до начала XX века были не у дел в принципе, не у дел в культуре, а сейчас у нас такой переломный момент, когда мы можем позволить себе быть личностями с самого рождения. И, мне кажется, именно поэтому нужна такая выставка, которая помогла бы осветить тему того, что так, как было, продолжаться не может, что мы просто обязаны двигаться вперед.

Выставка получилась не архивная и не документальная, она скорее метафорически-ассоциативная. И в тоже время терапевтическая. Прочитав концепцию и описание к некоторым работам, у зрителей картинка сложится точно.

Получается, что выставка построена таким образом, что попадая в нее, посетители погружаются в определенный контекст, который должен привести их к размышлениям о недопустимости насилия над детьми?

Изначально мы предполагали, что зритель должен что-то вынести из этой выставки, что-то вспомнить из своего прошлого, из своего настоящего, переосмыслить свои отношения с ребенком. Мы старались выстроить экспозицию так, чтобы все объекты работали вкупе, чтобы это были не бездушные диаграммы, инфографика, статистика. Нашей задачей было передать эмоциональное состояние насилия над ребенком. Эта выставка для того, чтобы взрослые почувствовали, что что-то происходит не так.

Во время открытия выставки мы получили фидбек, которые планировали. Зрители оказались дружелюбными, они поняли к чему мы стремились и на самой выставке не было ни одного негативного отзыва. Кто-то только говорил, что в его семье нет ничего подобного, но всё равно высказывались о важности затрагиваемой темы. Сам я считаю, что проблемы есть в каждой семье, насколько бы благополучной она ни была. Возможно, я не прав, я надеюсь на это. Но, мне кажется, людям надо уметь смотреть вглубь себя, своей семьи, своих детей, уметь с ними разговаривать, а, точнее сказать, учиться это делать.

В настоящее время огромный ассортимент психологической литературы посвящен воспитанию, вы работали с контекстом родительской психологии, терапии и воспитания при подготовке выставки или может быть какие-то элементы будете использовать в открытой образовательной программе этой выставки?

Во время работы выставки пройдут встречи с детскими психологами, которые если не помогут заинтересованным взрослым наладить свои отношения с детьми, то хотя бы поддержат общий настрой, который мы старались передать. Самое основное, что мы можем сделать — это заявить о существующей проблеме. Кирилл проведет несколько бесплатных мастер-классов по коллажу, в том числе с некоторой терапевтической функцией.

О каких ошибках воспитания рассказывается на выставке?

Мы рассказываем не то чтобы об ошибках. Основная задача Кирилла как художника состояла в том, чтобы провести некоторые аналогии, показать метафоры. Из какого-то советского прошлого, из настоящего. Кирилл сам отец, у него есть дочка. И как раз в процессе ее воспитания он осознал, что он теперь родитель, что несет ответственность не только за себя, но и за другого человека. Он старался разбираться в педагогике, детской психологии. Он действительно хотел стать хорошим отцом, и в моменты, когда был не прав, пытался как-то исправить ситуацию не простым «извини», а действиями. Этот родительский опыт он отразил в выставке.

Практически параллельно с открытием вашей выставки в петербургской галерее проходила выставка «КОНСТРУКТОР_ОТЦЫ», посвященная осмыслению феномена отцовства в современном мире. Какую роль играет тема отцовства в вашей выставке? Важен ли вообще контекст отцовства и стоит ли говорить о нем через художественные практики?

Я считаю, что нужно, потому что образ отца видоизменяется, адже эволюционирует в последнее время, и об этом нужно говорить. Искусство не может коренным образом что-то изменить, но через выставки мы рассказываем о метаморфозах в обществе, выполняя довольно важную функцию инфоповода. Наша выставка напрямую не связана с отцовством, но она про трансформацию феномена родительства в целом.

Как раз с выставки «КОНСТРУКТОР_ОТЦЫ», в Иваново приехала Ильмира Болотян. Она попала и на нашу выставку с Кириллом. Ильмира сказала, что выставка очень похожа на феминистский проект и примечательно, что ее создали двое мужчин. Для меня это было несколько удивительным: что многим людям кажется странным мужское высказывание о родительских чувствах, да и о чувствах в целом. Эта выставка, собственно, и произошла по тому, что мы с Кириллом мыслим, чувствуем и создаём в одной плоскости — эмоциональной и чувственной. Я надеюсь, что в ближайшем будущем парадигма удивительности подобного подхода среди мужчин выровняется, и такие проекты перестанут быть феминистскими и войдут в ранг общечеловеческих.

Фото: varvara_gertye

Выставка «Мама, закрой мою заднюю ногу!» продлится в Центре Авангарда до 20 октября 2021 года. Подробнее о выставке и открытой образовательной программе.